среда, 12 июня 2024 г.

Рэнди Дж Патерсон АССЕРТИВНОСТЬ

 

Рэнди Дж Патерсон   Ассертивность

1.       Ассертивность – это стиль общения. Существуют три стиля: агрессивный, пассивный, агрессивно- пассивный. Агрессивный стиль неэффективен в долгосрочной перспективе, но в краткосрочной он имеет свои преимущества. Разочарование от неудавшейся попытки контролировать других людей – одна из основных причин агрессии.

Примеры пассивно-агрессивного стиля: дискредитировать коллег перед начальником или окружающими, не находить времени на обещания, регулярно опаздывать на встречи, отказываться в последний момент, выполнять работу нарочито плохо, просить о помощи, когда человек может сделать сам  и др

2.       Большинство людей пользуются одним из стилей чаще, чем другими. Полезно помнить, что стили  - это типы общения, а не типы людей. 

АССЕРТИВНЫЙ стиль  признает, что каждый отвечает за себя, при нем никто не отвергает ни себя, ни других. Ассертивность означает отказ от манипуляций, предоставление человеку свободы выбора, отсутствие желания доминировать, вера в то, что каждый в состоянии решить свои проблемы, навыки договороспособности, это гибкий, активный и свободный стиль. Быть ассертивным – это значит принимать собственные решения о том, что вы будете и не будете делать, принимать последствия и ответственность за это.  Влиять на других, проявляя ассертивность,  – это более этичный путь, чем контролировать с помощью манипуляций и запугивания.

Ассертивные установки

·         Я сам решаю, что я буду делать, а что – нет   

·         Я сам себе судья

·         Я не обязан оправдываться перед другими

·         Другие не обязаны оправдываться передо мной

·         Я могу соглашаться или не соглашаться

·         Люди могут менять свое мнение

·          Все совершают ошибки, и все несут ответственность за них

·         Я не обязан вести себя логично, другие – тоже

·         Я не знаю всего и не должен

·         У меня свои убеждения, у других – свои

·         Я имею право протестовать против несправедливого обращения

·         Я могу просить о помощи и эмоциональной поддержке

·         Другие имеют право давать советы, но решаю я

·         Я не отвечаю за реакции (проблемы)  других людей

·         Другие не должны решать мои проблемы

1.       Люди различаются тем, насколько легко активируется их стрессовая реакция, это врожденная особенность, но устойчивость к стрессу можно тренировать.  Когнитивно -поведенческая терапия  предполагает, что человек реагирует не на то, что ПРОИСХОДИТ, а на то, что ему КАЖЕТСЯ. Поведение и эмоции зависят не от событий, а от  их интерпретации.   Стрессовая реакция может быть стремительной, автоматической. И нужен небольшой промежуток времени, чтобы оценить адекватность своей реакции. ОСОЗНАНИЕ – это путь к избавлению или изменению непродуктивных эмоций. Оценить ситуацию помогут вопросы:

·         Моя жизнь в опасности?

·         Мое напряжение помогает ситуации?

·         Что самое худшее, что может произойти?

Нормализовать стрессовую ситуацию проще, если…

·         Сделать паузу

·         Выплеснуть энергию

·         Диафрагмальное дыхание

 

2.       Когда человек пассивен, контроль над его жизнью находится в руках окружающих. Человек дает другим распоряжаться собой.  Контроль дает чувство безопасности. Если вы ассертивны, вы сами контролируете свою жизнь. Если вы меняете стиль общения (с пассивного на ассертивный), готовьтесь к сопротивлению окружающих.

3.       Устанавливаете  только те границы, которые вы в состоянии отстоять. Начните быть ассертивными с теми, кто вас поймет и поддержит.

4.       Барьеры на пути установления ассертивного поведения:

·         Вас воспитывали, что вы должны угождать, нравиться всем, быть хорошей.

·         Вы цените отношения с другими выше, чем отношения с собой

·         Вы младший по возрасту, положению в семье или в компании

5.       Неправильные утверждения, касающиеся ассертивности

·         Ассертивность означает всегда добиваться своего

·         Быть ассертивным значит быть эгоистичным

·         Пассивность – путь к тому, чтобы вас любили

·         Меня ценят, пока я что-то делаю для других

·         Не соглашаться невежливо

·         Если другие со мной не согласны, значит, я не прав

·         Я должен делать все, что меня просят

·         Важно быть хорошим для всех

6.       Путь к ассертивному поведению

·         Позвольте себе ошибаться

·         Начните с простого (с того, что получается)

·         Вы не должны быть ассертивным постоянно

·         Будьте хозяином своего времени

·         Событие (ВРЕМЯ)  реакция.  Дай себе время

·         Принцип бонсай: общение должно быть лаконичным  (долгие объяснения, акцент на мелочах, избегание проблем – все это мешает успешной коммуникации)

·         Держи фокус на себе. Я отвечаю за свое поведение, другие – за свое

·         Чувство юмора помогает

·         Выберите образец поведения. (Как бы …….поступил в этой ситуации?)

·         Позаботьтесь о своей безопасности

7.       Как реагировать на критику?

·         Расслабьтесь

·         Избегайте поспешных ответных слов

·         Контролируйте эмоции

·         Поймите чужое мнение. Просите разъяснений. Конкретизируйте

·         Поймите чужие эмоции

·         Слушайте и ждите

·         Объясняйте, но не оправдывайтесь

·         Держите лицо

·         Поблагодарите за критику (психологическое айкидо)

·         Попросите дать вам время

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий